Бесплатная доставка заказов по России от 10 000 рублей.
8 (800) 600-19-01Бесплатный звонок по РФ
Каталог
Каталог
Как правильно затягивать болты и гайки динамометрическим ключом?
Автор: | Дата публикации: 2025-02-05 15:15:57 +0300 19 сентября 2022 | динамометрические ключи (2)

Как правильно затягивать болты и гайки динамометрическим ключом?

Ремонт техники в определенные моменты требует не только большой физической силы, но и грамотного расчета усилий. Если же переусердствовать, можно сорвать резьбу, сломать болт или гайку. Для контроля есть специальный инструмент – динамометрический ключ для автомобиля, которым сложно перетянуть узлы. Оригинальная модель перед продажей обязательно проходит калибровку и настройку, поэтому при грамотном ее использовании ошибки практически исключены.

Ключи динамометрические бывают стрелочные, цифровые и с регулировкой момента затяжки. Последние модели удобны тем, что оснащены трещоткой и при превышении усилия они просто начинают прощелкивать. Однако процедура затяжки ГБЦ и свечей у них отличается. Поговорим подробно об этом вопросе в данной статье.

С каким усилием затягиваются ГБЦ и свечи?

Данная информация может отличаться в зависимости от типа двигателя и указывается в инструкции, ниже мы представим значения для мотора ВАЗ 21214:

  1. ГБЦ – затяжка проводится в три этапа. Сначала тянем с моментом 20,0 Н·м (2,0 кгс·м), затем с усилием 69,4-85,7 Н·м (7,1-8,7 кгс·м). Завершается процедура доворотом под углом в 90 градусов в два этапа, каждый болт в итоге прокручивается на 180 градусов.
  2. Свечи – затяжка проводится с моментом 20-30 Нм (2,0-3,0 кгс·м). Не на всех моделях есть нормальный доступ, поэтому при проведении таких работ удобнее использовать динамометрический ключ с трещоткой, поскольку он более компактный.

Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом с трещоткой

Перед проведением процедуры нужно приготовить болты прокладки ГБЦ и настроить динамометрический ключ согласно инструкциям, выставив нужное усилие. Отметим, что предварительно устанавливается новая прокладка на двигатель, при необходимости шлифуется головка. Болты ГБЦ смачиваются моторным маслом, которому дают стечь в течение 30 минут.

Обратите внимание на последовательность затяжки болтов, которая может отличаться в зависимости от типа двигателя. Мы будем разбирать ее на примере модели ВАЗ 21214.

Приступаем к затяжке динамометрическим ключом:

  • сначала вкручиваем болты от руки до упора;
  • затем затягиваем предварительно с усилием 20,0 Н·м (2,0 кгс·м);
  • проводим дотяжку с моментом 69,4-85,7 Н·м (7,1-8,7 кгс·м);
  • доворачиваем на угол 90°;
  • проводим финальную протяжку на 90°.

Затяжка свечей регулируемым динамометрическим ключом

В данном случае работать проще:

  • настраиваем инструмент на усилие на 20-30 Нм (2,0-3,0 кгс м), у большинства моделей это минимальные значения;
  • сначала заворачиваем свечи рукой до упора, пока они не перестанут крутиться;
  • далее проводим дотяжку инструментом до момента появления щелчка, после чего надеваем колпачки на свечи.

Лучше выставить минимальное значение: так не будет перетяга, если шкала немного «врет». При длительной эксплуатации инструмента желательно периодически проводить его калибровку.

Затяжка болтов ГБЦ стрелочным динамометрическим ключом

Здесь все проще – инструмент оснащен стрелкой и шкалой, на которой и показывается усилие. Прежде чем приступать к работам, следует проверить на шкале положение стрелки, которая должна быть на отметке «0».

При повороте нужно контролировать значения и вовремя остановиться, чтобы не допустить перетяга. Недопустимы рывки и резкие движения, работать нужно плавно и размеренно.

Правильное затягивание болтов и гаек динамометрическим ключом критически важно для безопасности и долговечности автомобиля. В моей практике рекомендую всегда следовать рекомендациям производителя по крутящему моменту. Также важно проверять калибровку ключа перед использованием и затягивать болты в несколько этапов, чтобы равномерно распределить нагрузку. Это поможет избежать перетяжки или недотяжки, что может привести к повреждению деталей или неисправностям.

Павел Рыбин, владелец магазина автоинструмента МАСТАК-Ярославль

Часто задаваемые вопросы о динамометрическом ключе

Как затянуть шатуны динамометрическим ключом?

Чтобы затянуть шатуны динамометрическим ключом, выполните следующие шаги: очистите резьбу и посадочные места болтов, нанесите на резьбу специальную смазку, установите шатуны и болты, затяните болты вручную до упора, затем используйте динамометрический ключ для затяжки болтов с усилием, рекомендованным производителем (обычно это делается в несколько этапов, например, сначала до 50% от требуемого момента, затем до 100%). Убедитесь, что болты затянуты равномерно и поочередно, чтобы избежать перекоса.

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

Чтобы проверить динамометрический ключ в домашних условиях, можно использовать весы. Подвесьте ключ за рукоятку на весах и потяните за рычаг, наблюдая за показаниями весов. Сравните показания весов с установленным значением на ключе. Если показания совпадают, ключ работает правильно. Если нет, возможно, потребуется его калибровка или замена.

Комментарии
Отзывов еще никто не оставлял
Товары упомянутые в статье
В наличии
Предзаказ
арт. 012-30105C
012-30105C
МАСТАК (012-30105C) Динамометрический ключ 3/8", 7-105 Нм
Динамометрический ключ 3/8", 7-105 Нм, для левой и правой резьбы...
4 510 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 012-40210C
012-40210C
МАСТАК (012-40210C) Динамометрический ключ 1/2", 28-210 Нм
Динамометрический ключ 1/2", 28-210 Нм, для левой и правой резьбы...
5 040 ₽
В наличии
-10% при самовывозе
Предзаказ
арт. 34223-1A
34223-1A
KING TONY (34223-1A) Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 1/4", 5-25 Нм
Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 1/4", 5-25 Нм, для левой и...
4 820 ₽
В наличии
Бесплатная поверка
-10% при самовывозе
Предзаказ
арт. 34862-2DG
34862-2DG
KING TONY (34862-2DG) Динамометрический ключ серии "EXACT", 1", 300-1500 Нм
Динамометрический ключ серии "EXACT", 1", 300-1500 Нм, для левой и...
90 800 ₽
В наличии
-10% при самовывозе
Предзаказ
арт. 34323-2A
34323-2A
KING TONY (34323-2A) Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 3/8", 20-110 Нм
Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 3/8", 20-110 Нм, для левой и...
4 980 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 34323-1A
34323-1A
KING TONY (34323-1A) Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 3/8", 5-25 Нм
Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 3/8", 5-25 Нм, для левой и...
4 980 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 012-20024C
012-20024C
МАСТАК (012-20024C) Динамометрический ключ 1/4", 2-24 Нм
Динамометрический ключ 1/4", 2-24 Нм, для левой и правой резьбы...
4 960 ₽
В наличии
-10% при самовывозе
Предзаказ
арт. 34423-1A
34423-1A
KING TONY (34423-1A) Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 1/2", 42-210 Нм
Динамометрический ключ серии "CLASSIC", 1/2", 42-210 Нм, для левой и...
5 180 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 34207-1A
34207-1A
KING TONY (34207-1A) Динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 1/4", 6-30 Нм
Электронный динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 1/4", 6-30 Нм, KING TONY...
8 530 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 34307-1A
34307-1A
KING TONY (34307-1A) Динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 3/8", 27-135 Нм
Электронный динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 3/8", 27-135 Нм, KING TONY...
8 680 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 34464-1FG
34464-1FG
KING TONY (34464-1FG) Динамометрический ключ серии "LIGHT", 1/2", 40-210 Нм
Динамометрический ключ серии "LIGHT", 1/2", 40-210 Нм, для левой и...
8 200 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. 34407-1A
34407-1A
KING TONY (34407-1A) Динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 1/2", 40-200 Нм
Электронный динамометрический адаптер серии "DIGITAL", 1/2", 40-200 Нм, KING TONY...
8 840 ₽
Другие статьи
Что такое споттер?
Споттер для кузовного ремонта – это устройство точечной сварки, предназначенное для устранения вмятин и повреждений на металлических деталях автомобиля. Он...
10.03.2025
Как выбрать ударные головки?
При работе с гайковёртом важно правильно подобрать ударные торцевые головки, чтобы обеспечить безопасность и эффективность затяжки крепежа. Одним из надёжных...
03.02.2025
Как отличить подделку масляного фильтра?
Масляный фильтр – важная деталь автомобиля, обеспечивающая чистоту моторного масла. Подделки фильтров выглядят как оригиналы, но их использование может нанести...
16.12.2024
Как открутить тормозную трубку с сорванными гранями?
Откручивание тормозной трубки с сорванными гранями — задача непростая, но выполнимая при наличии соответствующих инструментов, знаний и внимательного подхода. Важно...
07.11.2024
Как открутить сорванный шестигранник?
Когда сорван шестигранник и болт не удается открутить обычным способом, существует несколько методов, которые помогут решить эту проблему. Такое случается,...
08.10.2024
Для чего нужно хонингование цилиндров?
Хонингование цилиндров двигателя — это процесс механической обработки внутренних поверхностей цилиндров, целью которого является улучшение их текстуры и точности размеров....
09.09.2024
Как пользоваться гайколомом?
Гайколом предназначен для снятия гаек, которые со временем прикипели, приржавели и у которых сломалась резьба. Однако при выполнении манипуляций гайкорезом...
07.08.2024
Как работать споттером в кузовном ремонте?
Полноценный кузовной ремонт сегодня – это профессиональный инструмент, как споттер Great Wolf. Далеко не все знакомы с таким оборудованием, а...
01.07.2024
Как заглушить тормозной шланг при снятии суппорта?
При ремонте или замене суппорта нужно обязательно заглушить тормозной шланг – это исключит завоздушивание системы. В противном случае придется проводить...
31.05.2024
Как отрегулировать ТНВД на дизеле?
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – основной узел системы питания дизеля. Через форсунки он подает горючее в цилиндры двигателя, от...
07.05.2024
Как снять провода с катушки зажигания?
Катушка зажигания – это мини-трансформатор, он преобразует низкое напряжение в высокое для создания искры, которая нужна для поджига топливо-воздушной смеси...
08.04.2024
Как правильно выставить зазоры на клапанах?
Клапана – узлы двигателя, требующие особого внимания. Важно соблюдать требования по тепловым зазорам, если они правильные, мотор будет работать тихо,...
04.03.2024
Предзаказ товара
Предзаказ отправлен! Скоро с вами свяжется менеджер для уточнения деталей заказа.
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Заказать обратный звонок
Запрос на обратный звонок отправлен!
Имя *
Телефон *
Быстрый заказ
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.